Мифы, легенды и притчи

 Миф 1. Крав-мага – это израильское боевое искусство.

Израильское – да. Боевое – да. Искусство – нет.

Крав-мага отличается от традиционных боевых искусств приблизительно так же, как молоток – от рапиры. И речь здесь идет не об эффективности или преимуществе молотка перед рапирой (все системы-новоделы противопоставляют свой «прикладной, реальный, уличный, тотальный, смертоносный и т.д.» стиль «устаревшим, нежизнеспособным, замшелым т.д.» традиционным системам) – речь идет о сфере применения.

Попробую объяснить.

Рапира – оружие, появившееся в определенный исторический период (16-17 в.в.), как эволюция более древнего оружия (меча) в следствие изменений в обществе (облегчение, а позже — исчезновение доспехов), и потерявшее всякий смысл с изобретение многозарядного ручного огнестрельного оружия (капсюльных револьверов).

Молоток – это инструмент, состоящий из ручки (деревянной, пластиковой, металлической) и насаженной на него головки (каменной, пластиковой, металлической, деревянной). Появился в каменном веке и используется до сих, всячески видоизменяясь.

Фехтование на рапирах развивалось как система стоек, перемещений, ударов, защит и финтов во множестве европейских школ, что привело к появлению разных стилей – французского, итальянского, испанского, немецкого. Значительно позже появилось спортивное фехтование. Но все эти школы объединяет несколько общих принципов: бой ведется с помощью рапиры, используется определенная стойка, набор характерных для данной школы приемов и тактических маневров. Именно это позволяет считать фехтование на рапирах –боевым искусством, где недопустима замена рапиры катаной, фехтовальной стойки – боксерской, а фланконада – рычагом кисти наружу. Конечно, в реальном бою все это сделать никто не запрещает – но тогда это уже не будет фехтованием на рапирах, которое изучают в залах со времен Талгофера и Мароццо, а некой системой «тотального реального прикладного боя на рапирах» — т.е. пресловутым «грязным уличным кэндзюцу».

Молоток же, в свою очередь, всегда останется молотком. Кувалда кузнеца или молоточек дантиста, плотницкий гвоздодер или киянка, безынерционный молоток или молоток психотерапевта, боевой клевец или чекан, альпеншток или даже отбойный пневматический молоток – это все равно молоток. Инструмент, предназначенный на решения определенных задач. Меняющий свои размеры, форму, способ применения в зависимости от поставленных задач. И все равно остающийся при этом молотком.

Крав-мага – это не боевое искусство.

Крав-мага – это инструмент для решения проблем.

Ядро крав-мага – базовые принципы и основной набор тактико-технических действий – позволяют приспособить этот инструмент для решения широкого спектра проблем.

Армии необходимо за полтора месяца учебки научить солдат азам рукопашного боя – пожалуйста, армейская крав-мага: «пнул и дострелил». Полиции надо скрутить преступника – вот вам полицейская крав-мага: «лежать, козел». Гражданские тоже хотят жить? Гражданская крав-мага: «ударил и беги». В основу самозащиты для женщин ложится задача «слезь с меня, урод», а рукопашка для телохранителей строится по схеме «уводи клиента». А ведь еще существуют разработки крав-мага для детей, для таксистов, для стюардов авиакомпании «Эль-Аль», для санитаров скорой помощи и сотрудников психбольниц…

При этом крав-мага все равно остается крав-мага (а молоток – молотком)! Меняется задача, но не средства ее решения. Меняются внешние признаки (ни один инструктор крав-мага не станет спорить до хрипоты на тему «можно ли отрывать пятку в дзэнкуцу-дати»), базовые принципы остаются те же («точка угрозы», «рекойлинг» и многие другие).

Именно наличие этих принципов (так же как наличие рукоятки и головки определяет понятие «молоток – ручной ударный инструмент») позволяет говорить о крав-мага как о специфическом инструменте для решения проблем в области личной безопасности.

И это подводит нас к развенчанию мифа №2.